Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья
УШЕДШИЕ В СЕБЯ
(Профилактика аутизма)
Слово “аутизм” происходит от латинского “<autos”, что значит “сам”. То есть, болезненный уход в себя, неприспособленность к общению, отгороженность от внешнего мира, задержка и нарушение развития речи, стереотипность поведения.
Ранний детский аутизм – это модель искаженного психического развития. Детский аутизм рассматривается, как общее (первазивное) нарушение развития (термин «первазивный» означает «всеохватывающий», «всепроникающий»). Это подчеркивает, что при аутизме страдает не какая-то одна или небольшое количество функций, а психика в целом, весь организм.
При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, и в результате возникают очень разнообразные варианты течения заболевания.
Каковы причины аутизма?
В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Однако очевидно, что развитие аутизма может быть вызвано рядом факторов, влияющих на развитие ребенка до, во время и после рождения. Это, например, наследственные, инфекционные заболевания, генетические мутации, врожденные пороки развития, патология нервной системы, стрессы, перенесенные матерью во время беременности.
Как распознать аутизм в раннем возрасте?
Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. К сожалению, многие родители даже не знают, что аутизм может заявить о себе уже на первом году жизни. На что же обратить внимание? Нужно бить тревогу тогда, когда ребенку всего несколько месяцев, а он избегает контакта с родителями, проявляет равнодушие к их голосам, не улыбается. Ребенку уже год, но он не желает идти на руки, погружен в свой мир, предпочитает только стереотипные игры (вложил – достал), а, допустим, сама игрушка не вызывает у него никакого интереса.
Чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше, т.к. на самом раннем этапе можно многое поправить. Возможно, не удастся избавиться от каких-то особенностей в его поведении, но ребенок будет обучаем, адаптирован к обществу.
Если вы подозреваете у ребенка аутизм, то для постановки правильного диагноза и проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его педиатру, детскому психиатру как можно раньше.
Как помочь аутичному ребенку?
Самое главное – это психологический климат в семье. Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного. Осуждение окружающих людей на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей. Иногда детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное учреждение, а при достижении ими школьного возраста признают «необучаемыми» и не принимают даже в специальную школу. В результате такие родители чувствуют себя одинокими, несчастными, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком. Они начинают стыдиться своего ребенка. Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенке.
Следует отметить, что для успешной коррекционной работы с аутичными детьми очень важна доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому родителям необходимо создать в доме психологический комфорт. Для этого им нужно избавиться от некоторых стереотипов жизни:
· «мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него»
· «больной ребенок – это наказание за какие-то грехи. Я сам (сама) виноват(та), что он болен»
· «если больной ребенок-инвалид, моя жизнь кончена: я должен(на) все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и посвятить себя ребенку».
Эти и другие стереотипы причиняют родителям огромные страдания, так как диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты. Однако ребенок ни в чем не виноват!
Итак, чтобы помочь аутичному ребенку:
1. Не предъявляйте к нему повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?
3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.
5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Выход можно
найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
6. Пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход!
Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, нередко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше, могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.